-
1.2. Экспертно-консультативный совет (далее ЭКС) Академии горных наук (далее АГН) по правовым проблемам изучения и освоения ресурсов недр является постоянно действующим общественным коллегиальным органом, который осуществляет оценку действующих законодательных и нормативно-правовых актов, проектов нормативных правовых и иных документов, принимаемых федеральными органами, а также иных актов, относящихся к сфере деятельности Академии горных наук; подготовку предложений по совершенствованию природоресурсного законодательства и оказанию консультативных услуг в данной области.
-
1.3. В своей деятельности ЭКС руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и иными нормативными актами, а также настоящим Положением.
-
1.4. ЭКС выполняет свои функции в тесном взаимодействии с федеральными и региональными органами законодательной и исполнительной власти с субъектами предпринимательской деятельности и общественными объединениями.
-
1.5. ЭКС создаётся и расформировывается (упраздняется) по решению Президента АГН.
-
1.6. Направления работы ЭКС формируются на основе Устава АГН и согласовываются с Президентом АГН.
-
1.7. Подготовка материалов и рекомендаций ЭКС осуществляется на основании ежегодного плана работы, утверждаемого Президентом АГН по представлению Председателя ЭКС. Изменения в указанный план могут вноситься в рабочем порядке.
-
1.8. Свою деятельность ЭКС осуществляет на основе принципов коллегиальности, добровольности, открытости и обоcнованности предлагаемых рекомендаций и решений.
-
1.9. ЭКС не является юридическим лицом, входит в структуру АГН и действует в рамках предоставленных ему настоящим
«Положением …» полномочий.
-
1.10. Члены ЭКС осуществляют свою деятельность на общественных началах за исключением их участия в работах по госзаказу и/или по заключенным договорам (контрактам).
-
1.11. Члены ЭКС в своей работе исходят из приоритета национальных интересов Российской Федерации и свободны в выражении своей экспертной позиции и предлагаемых решений.
-
1.12. Информация об ЭКС размещается на официальном сайте ЭКС.
II. Основные направления деятельности ЭКС АГН
Деятельность ЭКС условно подразделяется на: информационно-аналитическую, научно-исследовательскую, экспертную, консультативную, просветительскую и организационную.
-
2.1. Информационно-аналитическая деятельность предполагает:
-
2.1.1. Периодическое и своевременное (не позднее, чем за 7-8 дней до проводимого мероприятия) информирование членов ЭКС по проблемам, затрагивающим интересы минерально-промышленного комплекса (далее МПК), организуемых Государственной Думой Федерального Собрания РФ и Советом Федерации, министерствами, ведомствами, службами, агентствами, компаниями, общественными объединениями и другими организациями, используя Интернет, СМИ, распространяемые объявления и уведомления.
-
2.1.2. Оперативное извещение членов ЭКС о возникающих первоочередных задачах по направлениям его деятельности.
-
2.2. Научно-исследовательская деятельность определяется следующими мероприятиями:
-
2.2.1. На основании контракта (госзаказа) федерального органа власти либо договоров (контрактов) с госкорпорациями, компаниями, обществами, другими организациями (предприятиями), либо по инициативе ЭКС разрабатываются проекты законодательных и/или нормативно-правовых актов, регулирующих горные отношения*) с соответствующими обоснованиями.
-
2.2.2. Подготовку аргументированных предложений (обоснований) и рекомендаций для органов власти государства (Правительства РФ, министерств, ведомств) по совершенствованию действующих законодательных (Кодексов, федеральных законов) и нормативно-правовых актов, затрагивающих функционирование и управление МПК, в т.ч. по проблемам повышения инвестиционной привлекательности изучения и освоения ресурсов недр.
-
2.2.3. Изучение зарубежных законодательных актов, регулирующих аналогичные горные отношения, для выявления правовых норм и требований, которые могут быть «имплементированы» в российское законодательство. Развитие международного сотрудничества со странами СНГ, таможенного союза, ШОС и БРИКС, другими государствами в области нормативно- правового регулирования недропользования.
-
2.2.4. Регулярные (не реже 1 раза в год) аналитические обобщения правоприменительной в т.ч. судебной практики недропользования в России.
-
2.3. Экспертная деятельность предполагает:
-
2.3.1. Экспертную оценку современного состояния, тенденций и перспектив развития горного, налогового и иных законодательных и подзаконных актов, связанных с регулированием горных отношений.
-
2.3.2. По согласованию с Государственной Думой Федерального Собрания РФ и Советом Федерации проведение экспертизы принимаемых законов, затрагивающих сферу горных отношений, и подготовку заключений по ним.
-
2.3.3. Экспертное участие в оценке регулирующего воздействия принимаемых законодательных и нормативно-правовых актов в области изучения, освоения и использования ресурсов недр с последующим направлением подготовленных заключений в Минэкономразвития РФ.
-
2.3.4. Подготовку по заказам промышленных предприятий экспертиз по вопросам горного законодательства, а также представление и защиту интересов промышленных предприятий, работающих в МПК, по правовым проблемам недро-, земле- и природопользования в органах исполнительной, законодательной и судебной власти всех уровней.
-
2.4. При осуществлении консультативной деятельности предусматривается:
-
2.4.1. Оказание консультативных услуг федеральным и региональным органам исполнительной власти в области разъяснения правоприменительной практики в горном производстве правовых актов при разрешении спорных проблем, касающихся неурегулированных горных отношений между государством и субъектами предпринимательской деятельности.
-
2.4.2. По заказам предприятий и организаций, занятых в горном производстве, подготовка (на договорной основе) обоснованных запросов и предложений, позволяющих урегулировать возникающие конфликтные ситуации, в органы законодательной и исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также обращений в судебные органы с изложением позиции горного сообщества по проблемным вопросам горных отношений.
-
2.5. Просветительская деятельность предусматривает:
-
2.5.1. Организацию выпуска учебно-методических пособий в сфере горного права, информационных бюллетеней и дайджестов по проблемам недропользования, проведение курса лекций «Горное право в вопросах и ответах».
-
2.5.2. Издание (при наличии финансирования) бюллетеня, в котором размещаются статьи сотрудников, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, данные мониторинга федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, конкретные предложения по совершенствованию действую- щей законодательной и нормативно-правовой базы в области недропользования.
-
2.5.3. Периодическое (не реже 1 раза в полгода) размещение на сайте АГН (блок ЭКС) отчетов о результатах деятельности.
-
2.6. Организационная деятельность заключается в том, что:
-
2.6.1. ЭКС при поддержке и/или с участием руководства АГН в рамках своей компетенции организует постоянное взаимодействие с органами законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, регионов и муниципальных образований с целью изыскания, разработки и реализации действенных методов и средств повышения эффективности функционирования МПК, инвестиционной привлекательности недропользования путем заключения соглашений о сотрудничестве, протокольных заседаний и иных форм взаимных договоренностей и планов действий.
-
2.6.2. ЭКС организует постоянные контакты с негосударственными некоммерческими организациями (союзами, ассоциациями, общественными организациями и объединениями, некоммерческим партнерством, автономными некоммерческими организациями) в форме совместного проведения «круглых столов», конференций, форумов по актуальным проблемам правового регулирования горных отношений и управления горным производством.
-
2.6.3. ЭКС имеет право привлекать к своей деятельности квалифицированных, профессиональных специалистов и ученых, готовых реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал по избранным направлениям работы как из членов АГН, так и не являющихся членами АГН.
-
2.6.4. ЭКС имеет право вносить предложения о принятии в действительные члены АГН специалистов и ученых.
III. Результативность деятельности ЭКС
Основными результатами деятельности ЭКС считаются подготовленные и направленные в соответствующие организации экспертно-аналитические заключения по обсуждаемым на ЭКС проблемам (вопросам) с последующим извещением членов ЭКС о полученных ответах, включая:
-
заключения об экономической обоснованности и целесообразности (как с позиций государства, так и бизнес-сообщества), а также практической осуществимости принимаемых различными органами государственной власти решений по правовым проблемам в сфере МПК;
-
методические рекомендации по совершенствованию нормативных правовых актов, проекты инструкций, стандартов, технических регламентов и т.п. в сфере горного законодательства;
-
заключения и рекомендации по упорядочению и повышению эффективности управления МПК, в том числе предложения, касающиеся изменений в действующей законодательной и нормативно-правовой базе;
-
предложения по совершенствованию подготовки (переподготовки) кадрового состава МПК.
IV. Структура и состав ЭКС
-
4.1 Структура ЭКС и порядок его формирования.
-
4.1.1. ЭКС и его структурные подразделения (секторы, секции) являются организационными формами деятельности экспертного сообщества в области управления МПК страны. Перечень структурных подразделений устанавливается решением ЭКС.
-
4.1.2. Кандидаты в члены ЭКС должны иметь опыт работы и практические навыки, необходимый уровень знаний по актуальным направлениям, проблемам и задачам управления в сфере МПК.
-
4.1.3. Утверждение членов ЭКС из числа кандидатов, согласных на добровольное и активное участие в работе, производится бюро ЭКС.
-
4.1.4. Назначения Председателя ЭКС и Ответственного секретаря ЭКС осуществляется Президентом АГН.
-
4.2. Председатель ЭКС.
-
4.2.1. Осуществляет общее руководство деятельностью ЭКС, в том числе:
-
составляет план работы ЭКС на соответствующий период и выносит его на утверждение Президенту АГН;
-
утверждает структуру рабочих органов ЭКС;
-
принимает решение о создании и прекращении деятельности рабочих органов ЭКС;
-
утверждает повестку дня и протоколы заседаний ЭКС;
-
председательствует на заседаниях ЭКС;
-
координирует деятельность рабочих органов ЭКС и принимает участие в их заседаниях;
-
распределяет обязанности и поручения между членами ЭКС;
-
осуществляет общий контроль за выполнением программы работ ЭКС.
-
4.2.2. Обязан:
-
руководить деятельностью ЭКС в соответствии с Уставом АГН и настоящим «Положением»;
-
своевременно выполнять решения Президента АГН, касающиеся деятельности ЭКС;
-
контролировать работу подразделений и членов ЭКС в части полноты и качества выполнения плана и/или поручений;
-
постоянно информировать членов ЭКС о ходе исполнения принятых решений.
-
4.2.3. Имеет право:
-
подписывать письма и иные документы, подготовленные подразделениями и членами ЭКС, направляемые в любые ин- станции, включая органы государственной законодательной и исполнительной власти всех уровней, включая Правительство РФ, Президента РФ, уведомляя в письменной форме, в т.ч. по E-mail, Президента АГН об отправляемых об- ращениях и принятых на заседаниях ЭКС предложениях и рекомендациях;
-
производить подбор и расстановку кадров в подразделениях ЭКС, приглашать в ее состав новых членов, проводить ротацию кадрового состава ЭКС;
-
исключать из состава ЭКС лиц, не принимающих активного участия в работе ЭКС или не присутствующих на его заседаниях без уважительных причин более 3 раз в году;
-
осуществлять взаимодействие с любыми органами государственной власти всех уровней, с субъектами предпринимательской деятельности некоммерческими организациями, академическими и вузовскими организациями, административными структурами, в т.ч. заключать соглашения о сотрудничестве;
-
выступать от имени ЭКС АГН по вопросам, соответствующим направлениям его деятельности, на форумах, круглых столах, конференциях, проводимых Государственной Думой Федерального Собрания РФ и Советом Федерации и другими органами законодательной и исполнительной власти.
-
4.3. Ответственный секретарь ЭКС
-
4.3.1. Назначение Ответственного секретаря ЭКС осуществляется Президентом АГН по представлению Председателя ЭКС.
-
4.3.2. Ответственный секретарь принимает участие в заседаниях ЭКС и обеспечивает координацию между членами ЭКС, рабочими органами ЭКС; участвует в обсуждении и подготовке проекта плана работы ЭКС на соответствующий период; готовит и предлагает Председателю ЭКС повестку дня для вынесения на заседание ЭКС; обеспечивает организацию заседаний, ведет протоколы заседаний ЭКС.
-
4.4. Члены ЭКС
-
4.4.1. Члены ЭКС обладают следующими правами:
-
принимать участие в заседаниях ЭКС с правом голоса;
-
вносить предложения по формированию плана работ ЭКС, а также по его изменению;
-
определять форму деятельности ЭКС по решению проблем и задач, достижению целевых показателей работы;
-
принимать участие в формировании предложений и выработке единой позиции при подготовке экспертных, аналитических заключений, а также иных документов, рассматриваемых и принимаемых ЭКС;
-
осуществлять руководство рабочими группами, экспертными коллективами и другими подразделениями ЭКС;
-
формировать предложения о внесении изменений в настоящее Положение и иные документы, определяющие деятельность ЭКС;
-
вносить предложения по структуре и составу возглавляемых ими рабочих органов ЭКС;
-
4.4.2. Члены ЭКС, не согласные с решениями, принятыми ЭКС и его рабочими органами, вправе представить в письмен- ной форме свое особое мнение в виде приложения, являющегося неотъемлемой частью протокола заседания ЭКС.
-
4.4.3. Каждый член ЭКС курирует или участвует в соответствующем подразделении и выносит на рассмотрение ЭКС результаты своей работы в сроки и порядке, определяемые Председателем ЭКС.
-
4.4.4. Количество членов ЭКС не может, как правило, превышать 30 человек.
-
4.5. Рабочие органы подразделений ЭКС
-
4.5.1. Для реализации целей и задач ЭКС могут образовываться постоянно действующие и временные структурные подразделения ЭКС: секторы, секции, рабочие группы, экспертные коллективы и пр.
-
4.5.2. В состав структурных подразделений могут включаться как члены ЭКС, так и лица, не являющиеся членами ЭКС.
-
4.5.3. Допускается, по согласованию с Председателем ЭКС, участие членов ЭКС в нескольких его структурных подразделениях.
-
4.5.4. Структурные подразделения ЭКС создаются по направлениям его деятельности. Основной задачей структурных подразделений является выработка обоснованной позиции по вопросам, относящимся к сфере их деятельности. Положения о структурных подразделениях, персональный состав и регламенты работы утверждает председатель ЭКС.
-
4.5.5. Рабочие группы создаются по решению структурного подразделения. Каждая группа занимается подготовкой соответствующей темы или тем, закрепленной(ых) за ней структурным подразделением, и готовит соответствующие проекты решений.
-
4.5.6. Экспертные коллективы создаются Председателем ЭКС или руководителями структурных подразделений в рамках рабочих групп, так и вне их для решения конкретных задач и выработки конкретных решений, в том числе требующих привлечения экспертов из других рабочих групп.
-
4.5.7. Положения о рабочих группах и экспертных коллективах, их, персональный состав и регламенты работы утверждаются решениями структурных подразделений, или решением Председателя ЭКС.
-
4.5.8. Структура подразделений, рабочих групп и экспертных коллективов утверждается Председателем ЭКС.
V. Организация работы ЭКС и его рабочих органов
-
5.1. ЭКС организует свою работу в соответствии с годовым планом и регламентом работы ЭКС, утверждаемыми решением Председателем ЭКС.
-
5.2. Деятельность ЭКС может осуществляться в следующих формах:
-
5.2.1. Регулярные заседания. В рамках регулярных заседаний осуществляются:
-
рассмотрение плана работы ЭКС;
-
принятие решения об изменении численности постоянно действующих и временных структур ЭКС;
-
определение формы деятельности и способов приёмки результатов работ со стороны рабочих органов ЭКС;
-
формирование консолидированной экспертной позиции по полученным результатам работы структурных подразделений и рабочих групп для дальнейшей передачи их в соответствующие организации и органы власти.
-
5.2.2. Целевые заседания (семинары, круглые столы и пр.).
В рамках целевых заседаний:
-
рассматриваются конкретные вопросы, выносимые на рассмотрение ЭКС, в т.ч. подготовленные структурными подразделениями и/или рабочими группами;
-
обсуждается и вырабатывается ожидаемая прогнозная оценка по тем или иным решениям в сфере управления МПК;
-
принимаются решения об утверждении экспертных, аналитических заключений и иных документов ЭКС и направлении их в соответствующие органы и/или организации;
-
рассматриваются и принимаются иные решения и рекомендации, относящиеся к компетенции ЭКС.
-
5.2.3. Публичные слушания. В рамках этого мероприятия для обсуждения могут приглашаться представители сторонних организаций.
-
5.3. Периодичность заседаний ЭКС и его рабочих органов
Заседания ЭКС проводятся в соответствии с планом работ, утвержденным на соответствующий период, но не реже 1 раза в квартал.
Структурные подразделения, рабочие группы и экспертные коллективы проводят свои заседания в сроки, зависящие от конкретных задач, поставленных перед ними, в режиме самоорганизации, если иное не установлено ЭКС.
-
5.4. Проведение заседаний ЭКС и его рабочих органов
-
5.4.1. В работе ЭКС и его рабочих органов могут принимать участие члены АГН и ее региональных отделений.
-
5.4.2. Решения ЭКС принимаются простым большинством голосом от присутствующих на заседании членов ЭКС при условии, что в нем участвует не менее половины от общего числа членов ЭКС.
-
5.4.3. Решения ЭКС принимаются на заседаниях, проводимых, как правило, в очной форме (в форме совместного присутствия).
Допускается возможность учета при определении наличия кворума и результатов голосования по вопросам повестки дня письменного мнения (заполненного и подписанного бюллетеня для голосования) члена ЭКС, отсутствующего на заседании (форма очно-заочного голосования).
Допускается также возможность принятия решений ЭКС путем заочного голосования по уважительным причинам.
В целях оперативного рассмотрения членами ЭКС неотложных вопросов допускается принятие решений путем телефонного или электронного опроса членов ЭКС Председателем или Ответственным секретарем ЭКС с соблюдением установленного кворума; при этом до члена ЭКС доводится проект решения и запрашивается его мнение, которое излагается в специальном опросном листе, являющимся неотъемлемой частью протокола заседания ЭКС (путем опроса мнений); датой принятия решений ЭКС в данном случае считается дата подписания протокола заседания ЭКС (путем опроса мнений) Председателем ЭКС.
Решения о форме проведения заседаний ЭКС (совместное присутствие; очно-заочное голосование; заочное голосование;
оперативное голосование путем опроса мнений) принимаются Председателем ЭКС.
-
5.4.4. Передача права голоса членом ЭКС иному лицу, в том числе другому члену ЭКС, не допускается.
-
5.5. Документы и решения, принимаемые ЭКС
В рамках своих полномочий ЭКС готовит, как правило, следующие документы и решения:
-
5.5.1. Экспертные заключения, содержащие согласованную позицию членов ЭКС по вопросу, стоящему в повестке дня. В экспертном заключении содержится краткое описание вопроса (проблемы), определение степени значимости его решения в текущем периоде, возможные варианты, прогноз последствий (в том числе негативных) принятия того или иного законопроекта или иного правового документа с обоснованием экономической целесообразности их принятия и иные существенные характеристики, которые ЭКС считает необходимым отразить в экспертном заключении.
-
.5.2. Аналитические записки и отчеты. Эти документы содержат в себе сводную информацию, а также различные качественные и количественные показатели, статистические данные, иные показатели, позволяющие сделать обобщающие выводы по содержанию рассматриваемого вопроса, а также аналитическую информацию о горном законодательстве в стране и за рубежом.
-
5.5.3. Резолюции и рекомендации – материалы рассмотрения ЭКС вопросов и проблем с обобщающими выводами и предложениями по совершенствованию горного законодательства и иных нормативно-правовых документов.
-
5.5.4. Помимо указанных в настоящем разделе документов и решений ЭКС вправе самостоятельно определять формы документов и принимаемых постановлений.
-
5.5.5. По результатам заседания ЭКС Ответственный секретарь ЭКС готовит проект протокола заседания, в котором отражается вопрос, рассматриваемый в рамках повестки дня, кратко излагается суть его обсуждения с отражением основных позиций «за» и «против», прозвучавших в ходе дискуссии. Протокол заседания ЭКС подписывается председателем ЭКС и ответственным секретарем ЭКС и направляется Президенту АГН не позднее, чем через 7 рабочих дней после проведения заседания, с приложением к нему всех материалов, которые подготовлены в ходе заседания. Особое мнение члена ЭКС, в соответствии с п. 4.4.2 настоящего Положения представляемое в письменной форме, прикладывается к протоколу заседания ЭКС, являясь неотъемлемой его частью, о чем делается отметка в протоколе.
VI. Заключительные и переходные положения
-
6.1. Первое заседание ЭКС в очередном календарном году проводится не позднее, 31 января соответствующего года.
-
6.2. Последнее заседание ЭКС в очередном календарном году проводится не позднее, чем за 10 дней до окончания соответствующего календарного года.
-
6.3. Ротация членов ЭКС проводится на последнем в очередном календарном году заседании ЭКС.
-
6.4. Подробные процедуры работы ЭКС и его рабочих органов могут быть регламентированы отдельными документами, утверждаемыми на заседании ЭКС простым большинством голосов.