Главная Статьи Правовые вопросы недропользования Концептуальные положения ФЗ «О геологическом изучении недр»

Концептуальные положения ФЗ «О геологическом изучении недр»

Чернявский А.Г.
Печать

(Тезисы основных положений и их обоснование)

Закон о геологическом изучении недр

1. Использование потенциала земных недр лежит в основе существования современной России.
Очевидная аксиома, не требующая особых доказательств. Нефть и газ, как основа экспортной выручки страны, металлы и строительное сырье, удобрения и то же УВС для использования в отечественной промышленности, пресные и минеральные подземные воды и т.д., слагают основу жизнедеятельности.

2. Ресурсы недр многообразны и представлены не только источниками минерального сырья, но и другими, пока мало используемыми или же такими, практическая ценность которых нам еще не известна.

Человечество тысячелетиями пользуется недрами, как источником рудных и нерудных полезных ископаемых; столетиями – как источником УВС и минеральных вод; десятилетия – как источником геотермальной энергии и в качестве полигонов для захоронения ОВ, РВ; годы – как источником сланцевой нефти и газа и т.д. Продолжая этот логический ряд, можно предположить, что в век научно-технического прогресса мы еще не все знаем об истинном потенциале недр и нас ждут новые открытия.

3. Решение вопросов рационального использования природ- ных ресурсов, их сохранения имеет первостепенное значение.

Используя потенциал недр, мы понимаем, что он – ограничен (конечен) и в большинстве случаев – не возобновляем. Поэтому его использование должно быть рачительным, учитывающим потребностикак настоящего, таки будущих поколений. Ограниченность известных ресурсов выдвигает требования к поиску новых их источников и/или новых технологий. Так, использование самородных металлов сменилось металлургией руд, а теперь уже и геотехнологическими методами извлечения металлов. Так же обстоит дело и с сохранностью и возобновляемостью ресурсов. Например, пресные и минеральные подземные воды возобновляются, но необходимо обеспечить такие условия их эксплуатации, которые позволят сохранить их качество и исключить деградацию и т.п.

4. В основе решения указанных вопросов лежит геологическое изучение недр, закладывающий научныйбазис,как для рационального использования имеющегося (известного) потенциала недр, так идля прогнозирования развития ситуации в сфере недропользования в ближайшем и отдаленном будущем.

В век научно-технического прогресса нельзя полагаться на случайность и пренебрегать научными исследованиями. В сфере использования ресурсного потенциала недр геологическое изучение является фундаментом, позволяющим на научной основе проводить поиски и разведку месторождений различных полезных ископаемых, прогнозировать изменения, протекающие в земной коре, планировать прирост запасов и ресурсов минерального сырья, прогнозировать обеспеченность ими отдельных предприятий, регионов и страны в целом и многое другое.

5. В условиях современной России процесс геологического изучения недр разделен на две неравные части, различающиеся целью изучения и получаемым результатом:

Что не менее важно, эти части разделены не только целью и результатами, но и источниками финансирования проведения работ и связанной с этим возможной коммерциализации результатов.

5.1. Региональное геологическое изучение недр, сбор и хранение всех отчетов по выполненным геологическим исследованиям, мониторинг состояния недр, происходящих в них природных процессов и прогнозирование воздействия техногенеза.

Получаемая информация не имеет коммерческой ценности, но жизненно необходима для государства, как основа для привлечения инвесторов в геологический и горный бизнес; как основа для мониторинга состояния недр и прогноза их изменения.

Задача – поддержание геологической изученности территории страны на современном уровне. На основе применения новейших методов сбора и обработки геологической информации постоянное обновление геологических карт, как основы для металлогенического прогнозирования и планирования поисковых работ, систематического переиздания обновленных карт геологического содержания.

Систематизация новых данных по геологическому строению территории и особенностям месторождений новых геолого-промышленных типов.

Формирование государственной политики в области изучения и освоения недр (оценка прогнозного потенциала регионов, обеспечение их опережающего/своевременного изучения, кадровая политика/подготовка и обеспечение отрасли специалистами).

Работы выполняется органами государственной геологической службы за счет средств федерального бюджета.Этот орган должен иметь собственную научно-производственную базу и достойное финансирование, что бы выполнять возложенную на него обязанность с высоким качеством.

5.2. Локальное геологическое изучение недр и разработка месторождений полезных ископаемых.

Работы выполняются предприятиями любой формы собственности за счет собственных средств, полученные результаты имеют коммерческую ценность для горного и геологического бизнеса:

  • Геологический бизнес. Работы проводится с целью опоискования перспективных площадей, оценки и разведки выявленных проявлений полезных ископаемых до начала их разработки, т.е. типичные объекты для юниорных компаний. Коммерческой продукцией являются выявленные, оцененные или разведанные месторождения полезных ископаемых, а так же отчетные материалы по проведенным работам.
  • Горный бизнес. Опережающая и сопровождающая эксплуатационные разведки в пределах горных отводов проводятся добывающими предприятиями с целью решения оперативных задач, возникающих при разработке разведанных месторождений.Коммерческой продукцией является уточненная информация о морфологии и особенностях внутреннего строения месторождений и участков месторождений, а так же отчетные материалы, содержащие сведения о результатах проведенных работ.

6. Самой заинтересованной стороной в наиболее полном, качественном и своевременном геологическом изучении недр является государство.

Бизнес заинтересован в получении максимальной прибыли и ограничить его аппетит можно только законами, что под силу только государству. Сложность заключается в том, что бы законы устанавливали только определенные «рамки» поведения, исключая возможный произвол со стороны государственных органов, их попытки руководить бизнесом, что вызовет только разгул коррупции и уход бизнеса в более благоприятные условия (другие страны, сферы деятельности и т.п.).

Государство заинтересовано в долгосрочном эффекте от использования ресурсного потенциала, для чего необходимо, с одной стороны, сдерживать аппетиты бизнеса, регулируя норму прибыли (с прогрессивным налогообложением), а с другой – создавать привлекательные условия для инвестиций в горный и геологический бизнес и обеспечить защиту интересов инвесторов.

Поэтому государство на законодательном уровне (т.е. в предлагаемом ФЗ «ГИН») должно определять «правила игры»,чтобы обеспечить:

6.1. Поддержание на высоком уровне региональной геолого- геофизической изученности недр. Проведения опережающих работ, обеспечение регулярной и своевременной актуализации мелкомасштабной геолого-геофизической основы для привлечения потенциальных недропользователей.

За государством должно остаться право (обязанность) выполнения общегеологических (региональные, шельф и т.д.) исследований. Без современной геологической основы не следует рассчитывать на открытие месторождений.

Это необходимая и разумная уступка: государство обеспечивает современной, регулярно актуализируемой мелкомасштабной геолого-геофизической основой потенциальных недропользователей (которые просто не смогут создать ее сами), тем самым активизируя их интеллектуальный потенциал, повышая вероятность открытия новых месторождений, налоги от разработки которых должны с лихвой перекрыть затраты, понесенные государством на ранние стадии изучения.

Такой подход позволит сохранить достоинство советской системы изучения недр (целостность и планомерность, последовательное приближение и т.п.), и обеспечит государство инструментом централизованного управления процессом воспроизводства МСБ не через запреты (разрешения) проведения работ, а поощряя ГРР; не ограничивая, а создавая благоприятные условия для проявления активности потенциальных недропользователей.

Это важнейшая задача, решению которой после 1991 г. не уделялось необходимого внимания.

6.2. Централизованный сбор и хранение геологических материалов, обеспечениек ним свободного доступа.

Материалы по всем выполненным геологическим исследованиям должны поступать в централизованные государственные фонды, обеспечивающие их сохранность и систематизацию, подобно нынешним ТГФ и РГФ. Должен быть обеспечен свободный доступ к геологической информации, полученной за счет бюджета СССР или РФ, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, а так же и коммерческую тайну (последнее – на разумно ограниченный период времени). Это поможет задействовать интеллект специалистов, способных переосмысливать имеющуюся информацию и сформулировать новые, неизвестные ранее выводы и предположения для их последующей полевой проверки.

6.3. Уверенность в достоверности получаемой информации о разведанных запасах и минеральных ресурсах, которая будет использоваться при планировании государственных исследований, для разработки государственных программ и т.д.

6.3.1. Для обеспечения научно обоснованного прогнозирования развития ресурсного потенциала недр и планирования необходимых мероприятий необходима уверенность в том, что полученная информация о текущем состоянии запасов и ресурсов – достоверная. Существующая система (Классификация запасов и государственная экспертиза запасов) неспособна выдавать достоверную информацию и требуется их реформа:

    Классификации запасов МТПИ путем:
  • упрощения с одновременным насыщением практическим смыслом выделяемых дефиниций;
  • обеспечение возможности использования блочного моделирования и геостатистических методов подсчета;
  • синхронизации с классификациями запасов, принимаемыми при листинге на сырьевых площадках западных фондовых бирж.

Наиболее эффективно решить вопрос реформы Классификации можно совместными усилиями ассоциаций добывающих компаний и независимых обществ геологов и горняков, что позволит избежать ошибки очередной косметической правки Классификации советского периода развития.

6.3.2. Существующая сейчас система государственной экспертизы запасов не обеспечивает необходимую достоверность оценки запасов и оперативность ее переоценки. Ее единственный продукт (определение величины запасов) нельзя признать качественным и востребованным: как регулятор финансовых потоков (для чего институт ГКЗ и был создан в свое время) он не используется в России и не принимается в мире. И учет запасов в недрах он был способен обеспечить только в условиях планового хозяйства СССР, а в рыночной экономике учет недостоверен, так как не способен учитывать конъюнктуру рынка.

Для начала надо хотя бы привести систему экспертизы запасов в соответствие с Постановлениями Правительства России № 69 от 11.02.05 г и № 37 от 22.01.07 г «О государственной экспертизе запасов….» и «Административным регламентом предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственных услуг по организации проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации об участках недр, предоставляемых в пользование», утвержденным МПР только в 2012 г. Согласно этим НПА решение принимается экспертной комиссией, в которой ≥70% внештатных работников. В течение 5-ти дней это решение должно быть утверждено Роснедра, причем возможность не утверждения Правительством не предусмотрена, что должно было бы означать независимость экспертной комиссии.

Но вообще-то необходимо обеспечить возможность оперативной адаптации оценки запасов к изменяющимся внешним условиям и персональную ответственность оценщика, т.е. назрело создание института Компетентных персон (ИКП) и реформа системы государственного учета запасов, изменением принципов ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых.

Без перечисленных реформ государственные органы обречены получать недостоверную информацию, вводящую в заблуждение и исключающую возможность научного анализа (Наталка – первая ласточка, остальные стоят в очереди).

6.4. Создать условия для частных инвестиций в поиски и разведку полезных ископаемых. Формирование рынка рискового капитала, рынка акций юниорных компаний, обеспечение юниорных компаний правом распоряжения своей продукцией (продажа, залог), а так же условиями для реализации этого права.

Решить проблему интенсификации поисковых работ можно только создав благоприятные условия для работы юниорных компаний, цель которых – не добыча, а выявление месторождения и последующая продажа его добывающей компании с тем, что бы получить прибыль и вложить их в ГРР на другом участке. Рыночная стоимость актива может на порядок превышать расходы, затраченные юниорной компанией, что является как премией за риск, так и компенсацией неизбежных потерь компании на других объектах, обеспечивая тем самым возможность существования геологического бизнеса.

Главное отличие: в действующей сейчас схеме изучения недр у административных органов нет обозначенной в Законе ответственности за воспроизводство МСБ, в то время как у юниорных компаний ответственность четко мотивирована самим принципом их существования.

Это вторая важнейшая задача, которая после 1991г вообще не решалась, в результате чего ресурсная база МТПИ существенно деградировала.

6.5. Определить обязанности государства в геологическом изучении недр.

Создание государственного органа, отвечающего за геологическое изучение страны и основы государственной политики в сфере «недропользования» (по типу бывших Геолкома или Мингео). Орган должен иметь собственную научно-производственную базу и достойное финансирование, что бы выполнять возложенную на него обязанность с высоким качеством.

Необходимо обеспечить возможность товарного оборота геологической информации, как товара юниорных компаний, так и в качестве товарных активов добывающих компаний, т.е. обеспечение биржевого оборота разведанных запасов.

6.6. Определить обязанности бизнеса в геологическом из- учении недр.

    Коммерческие предприятия должны:
  • создать органы, координирующие решение вопросов в сфере геологического изучения недр с государственными органами;
  • обеспечить разработку Классификации запасов ТПИ, отвечающей современным требованиям бизнеса и обеспечивающей прозрачность в целях государственного учета движения запасов и ресурсов;
  • разработать принципы работы Института Компетентных персон (солидарная и персональная ответственность за результаты оценки) и обеспечить его функционирование.

7. Планирование геологического изучения недр проводится на основе долгосрочных планов федерального правительства, учитывающих реальное состояние добывающей промышленности, разведанной минерально-сырьевой базы, долгосрочные прогнозы по рынкам минерального сырья и обеспеченность перспективных территорий современной мелкомасштабной геолого-геофизической основой.

Планы по геологическому изучению недр разрабатываются федеральным органом исполнительной власти в содружестве с акционерным/ными институтом. Источником информации для разработки планов являются материалы по выполненным работам, накопленные в федеральном фонде, а также специализированные сведения, поставляемые иными заинтересованными федеральными ведомствами.

8. Контроль работ по геологическому изучению недр.

Оценка качества проводимого геологического изучения недр трудно поддается формализации в силу большой «инерционности» процесса геологического познания. Недостаточное качество выполняемых работ нанесет ощутимый вред, но выяснится это только много лет спустя. Указанные особенности процесса геологического изучения недр предъявляют повышенные требования к органу их управления, а так же к личной ответственности руководителей.

Критериями оценки работы органа управления геологическим изучением недр могут быть:

  • повышение инвестиционной привлекательности ведения горного и геологического бизнеса в России;
  • прирост разведанных запасов, возможность управления этим процессом (выход на новые территории, расширение ассортимента полезных ископаемых, новые геолого-промышленные типы месторождений и т.п.);
  • обеспечение оптимального баланса в использовании всего многообразия ресурсов недр.

 

А.Г. Чернявский,
главный геолог, ООО «Инфопрофи»

 


 
Дорогие читатели! Вы можете прокомментировать данный материал. Интересные идеи, непредвзятые точки зрения и конструктивные замечания - приветствуются.
Информация
Ближайшие выставки и форумы

Выставки и форумы одной строкой

Реальный MINING 2024. Онлайн-конференция о рынке карьерной техники и оборудования Приглашае... далее
С 23 по 25 октября 2024 года в Екатеринбурге прошла Международная выставка оборудования и технологий горнодобыва... далее
Опубликована программа Форума Майнекс Россия 2024, в составе программы: Закрытый круглый стол для нед... далее

Котировки ЦБ

Курсы валют ЦБ РФ с 21.11.2024
 
Белорусский рубль
29.47 ▼(-0.01)
Доллар США
100.22 ▲(+0.18)
Евро
105.81 ▲(+0.08)
100 Казахстанских тенге
20.15 ▲(+0.06)
Канадский доллар
71.68 ▲(+0.44)
Китайский юань
13.82 ▲(+0.05)
10 Украинских гривен
24.25 ▲(+0.07)
Обновление: 2024-11-21 15:16:26
LME - Лондонская биржа цветных металлов цены ($/тн):
 
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter