Главная Обозрение Опережающее развитие российской экономики – роль, место и ориентиры для горнорудной отрасли

Опережающее развитие российской экономики – роль, место и ориентиры для горнорудной отрасли

Поляков А. Н.
Печать
Опережающее развитие российской экономики – роль, место и ориентиры для горнорудной отрасли

Ситуация неопределённости в мировом горнорудном производстве стала доминирующей и исключает готовые стандартные решения и действия. Для адаптации к изменяющимся условиям компании должны сделать ставку на опережающее развитие. Это, прежде всего, означает пересмотр устоявшихся шаблонов и создание бизнес-моделей, которые обеспечат не только выживание, но и устойчивое развитие. Управление горным проектом в современных экономических условиях подразумевает, прежде всего, наличие профессиональной команды и применение передовых технологий и методов производства, позволяющих получать максимальные результаты.

В нынешней ситуации для России, как и для других ведущих стран мира, помимо решения относительно краткосрочных задач выхода на предкризисный уровень экономики, нерешённым вопросом является формирование принципиально новой модели экономического роста, нацеленной на опережающее развитие и реализацию внутреннего потенциала страны. Существует понимание, что ни одна из современных экономик не может обеспечить устойчивый рост без крупных, доступных и безопасных источников сырья. В частности, четыре крупнейшие экономики мира – США, Китай, Япония, ФРГ – разработали и внедрили стратегии в этой области.

С начала 2015 года Российское правительство приступило к реализации концепции «опережающего развития». В статье автор попытался высказать своё мнение о процессах, происходящих в горнорудной отрасли РФ, и о том, за счёт чего и при каких условиях возможно улучшить ее состояние.

Судя по заявлениям первых руководителей государства, Россия пока находится в состоянии поиска новой экономической модели, которая придёт на смену исчерпавшей свой потенциал «энерго-сырьевой», т.к. очевидно, что она «не может дать ни устойчивого роста, ни стимулов для инвестиций в реальное производство». Однако ни закон о недрах, ни стратегия развития геологической отрасли до 2030 года не дают чёткого представления о целях и задачах Российского государства в отношении горнодобывающей отрасли.

В правительстве «прощупываются» прорывные направления. Роль экономического катализатора определена за ТОРами (территориями опережающего развития Дальнего Востока), где сконцентрировано до 70-90% минерального сырья, но нет инфраструктуры. Чтобы развить эти территории, правительство намерено обеспечить их инфраструктурой и, тем самым, сделать разведку и разработку расположенных там месторождений более дешёвой, а значит – доступной.

карьер

В логике правительства есть здравое зерно: если государство хочет, чтобы были рабочие места, и поступали налоги в казну, нужно сделать так, чтобы частным компаниям было выгодно вкладывать в недра длинные деньги. Но сделать это сейчас в России крайне непросто по двум причинам. Первая – общеотраслевой кризис, связанный с сокращением спроса на металлы. Вторая – последствия антироссийских экономических санкций из-за конфликта на Украине. В итоге горные компании практически лишились доступа к традиционным источникам финансирования. Из-за недоверия инвесторов компании не могут привлекать деньги на международных фондовых биржах. Привлечение банковских кредитов стало проблематично. Госсредства тоже стали ограничены.

В этой ситуации государство и бизнес должны разделить сферы своей денежной и социальной ответственности. Первый ключевой вопрос – кто и за что будет платить для того, чтобы горнорудный бизнес в России как минимум продолжал своё существование, а желательно еще и развивался. Второй ключевой вопрос – кто и за счёт чего будет зарабатывать. Государство заинтересовано в том, чтобы получать максимум налогов и обеспечивать социальную стабильность. Бизнес заинтересован в получении прибыли. Поэтому необходимо договариваться.

Договариваться придётся по следующим вопросам:

  1. Разведка:
    • Какие виды работ готово оплачивать государство, а какие должен взять на себя бизнес?
    • При каких условиях бизнес будет готов взять на себя больше расходов?
  2. Принципы регулирования:
    • Где должно действовать общее правило, а где – частный случай? Какие обстоятельства могут стать критерием «частного случая»? Как формально должно закрепляться «правило частного случая»?
    • Где заканчивается зона ответственности государства и начинается зона свободы компании? Что государство имеет право и должно регулировать, а что входит в компетенцию (профессиональную и финансовую) бизнеса?
    • Каковы процедуры для изменения существующих «правил игры»? Насколько просто и быстро они могут меняться (какие именно и с какой именно простотой)? Где начинается сфера инициативы бизнеса в области регулирования отрасли? Каковы механизмы, которые позволяют бизнесу донести свои инициативы до регулятора?
  3. Господдержка:
    • При каких обстоятельствах и сколько государство готово заплатить за то, чтобы у бизнеса был более дешёвый старт для развития производства (подготовлена дорожная инфраструктура, разработаны механизмы налоговых льгот и предоставления длинных денег)?
    • При каких обстоятельствах и на каких условиях государство готово предоставлять свою поддержку? Что государство готово предложить всей отрасли, что – регионам, а что – компаниям, которые готовы предложить государству что-то (и что именно? какие критерии?) взамен? Что бизнес готов предложить государству в обмен на льготы и поддержку?
    • Какая доля «господдерживаемого пирога» достанется именно горнорудной отрасли?
    • Кто и как будет определять уровень достаточности господдержки?
  4. Взаимодействие с внешними игроками:
    • Каковы механизмы помощи государства своему бизнесу во взаимодействии с внешними 1)инвесторами, 2)потребителями, 3)финансовыми институтами?
    • Какова стратегия государства в балансе импорта и импортозамещения? Как долго и в каком денежном объёме, прямо или косвенно государство готово поддерживать собственных производителей? Готовы ли производители конкурировать с внешними поставщиками даже после того, как государство решит снять свою поддержку импортозамещающим производителям?
    • Кто стратегические партнёры России в нынешних условиях?
    • Как российскому бизнесу выстраивать взаимоотношения с компаниями и госструктурами в условиях более жёсткого отношения к России? Насколько на самом деле существует более жёсткое и осторожное отношение к российским компаниям в связи с конфликтом на Украине? Где такого отношения нет?

Готовых решений в индустрии нет. Выход на докризисные позиции и дальнейшее развитие горной отрасли будет зависеть от активности бизнеса и правильной расстановки вопросов в диалоге с государством.

МАЙНЕКС Россия

Затронутые в статье проблемные вопросы будут обсуждаться на 11-м горнопромышленном форуме МАЙНЕКС Россия, который состоится в Москве 6-8 октября 2015.

Для этой цели на сайте форума открывается «Российский горный блог».

На основании наиболее интересных статей и презентаций в рамках форума будут формироваться круглые столы и сессии. На форуме авторы смогут рассказать о проблемах, которые они подняли в своих статьях. Кроме того, они смогут расширить свою аудиторию, благодаря онлайн-видеотрансляции на канале МАЙНЕКС-ТВ в YouTube.

 

А. Н. Поляков,
управляющий директор, горнопромышленный форум МАЙНЕКС Россия.

 

 

Контакты оргкомитета в Москве:
ООО «Горный Клуб»
Тел/Факс: + 7 (495) 249-49-03,
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

Использованные материалы

  1. «Медведев предложил изменить экономическую модель России», http://lenta.ru/news/2015/01/14/model/.
  2. «О модернизации экономической модели России». http://rusrand.ru/ideas/o-modernizatsii-ekonomicheskoj-modeli-rossiihttp://expert.ru/dossier/story/ekonomicheskij-kurs
  3. «Стратегия развития геологической отрасли до 2030 года», https://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=129117
  4. Федеральная целевая программа: «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» . http://minvostokrazvitia.ru/upload/iblock/75a/DVBR2025.pdf.
  5. «Российский ТЭК на пути к новой энергетической политике страны (переосмысливая задачи развития и возможные их решения)». http://www.konoplyanik.ru/ru/publications/262/262.htm.
  6. Об управляющей компании территориями опережающего социально-экономического развития в Дальневосточном федеральном округе.. http://government.ru/docs/17955/.
  7. Золотодобыча в России. Повторение пройдённого для развития в будущем. . / http://goldminingunion.ru/news/files/2508/1/%E2%84%96+6-2014.pdf.htm.

 

 
Дорогие читатели! Вы можете прокомментировать данный материал. Интересные идеи, непредвзятые точки зрения и конструктивные замечания - приветствуются.
Информация
Ближайшие выставки и форумы

Выставки и форумы одной строкой

Реальный MINING 2024. Онлайн-конференция о рынке карьерной техники и оборудования Приглашае... далее
С 23 по 25 октября 2024 года в Екатеринбурге прошла Международная выставка оборудования и технологий горнодобыва... далее
Опубликована программа Форума Майнекс Россия 2024, в составе программы: Закрытый круглый стол для нед... далее

Котировки ЦБ

Курсы валют ЦБ РФ с 21.11.2024
 
Белорусский рубль
29.47 ▼(-0.01)
Доллар США
100.22 ▲(+0.18)
Евро
105.81 ▲(+0.08)
100 Казахстанских тенге
20.15 ▲(+0.06)
Канадский доллар
71.68 ▲(+0.44)
Китайский юань
13.82 ▲(+0.05)
10 Украинских гривен
24.25 ▲(+0.07)
Обновление: 2024-11-21 16:16:40
LME - Лондонская биржа цветных металлов цены ($/тн):
 
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter