Ситуация неопределённости в мировом горнорудном производстве стала доминирующей и исключает готовые стандартные решения и действия. Для адаптации к изменяющимся условиям компании должны сделать ставку на опережающее развитие. Это, прежде всего, означает пересмотр устоявшихся шаблонов и создание бизнес-моделей, которые обеспечат не только выживание, но и устойчивое развитие. Управление горным проектом в современных экономических условиях подразумевает, прежде всего, наличие профессиональной команды и применение передовых технологий и методов производства, позволяющих получать максимальные результаты.
В нынешней ситуации для России, как и для других ведущих стран мира, помимо решения относительно краткосрочных задач выхода на предкризисный уровень экономики, нерешённым вопросом является формирование принципиально новой модели экономического роста, нацеленной на опережающее развитие и реализацию внутреннего потенциала страны. Существует понимание, что ни одна из современных экономик не может обеспечить устойчивый рост без крупных, доступных и безопасных источников сырья. В частности, четыре крупнейшие экономики мира – США, Китай, Япония, ФРГ – разработали и внедрили стратегии в этой области.
С начала 2015 года Российское правительство приступило к реализации концепции «опережающего развития». В статье автор попытался высказать своё мнение о процессах, происходящих в горнорудной отрасли РФ, и о том, за счёт чего и при каких условиях возможно улучшить ее состояние.
Судя по заявлениям первых руководителей государства, Россия пока находится в состоянии поиска новой экономической модели, которая придёт на смену исчерпавшей свой потенциал «энерго-сырьевой», т.к. очевидно, что она «не может дать ни устойчивого роста, ни стимулов для инвестиций в реальное производство». Однако ни закон о недрах, ни стратегия развития геологической отрасли до 2030 года не дают чёткого представления о целях и задачах Российского государства в отношении горнодобывающей отрасли.
В правительстве «прощупываются» прорывные направления. Роль экономического катализатора определена за ТОРами (территориями опережающего развития Дальнего Востока), где сконцентрировано до 70-90% минерального сырья, но нет инфраструктуры. Чтобы развить эти территории, правительство намерено обеспечить их инфраструктурой и, тем самым, сделать разведку и разработку расположенных там месторождений более дешёвой, а значит – доступной.
В логике правительства есть здравое зерно: если государство хочет, чтобы были рабочие места, и поступали налоги в казну, нужно сделать так, чтобы частным компаниям было выгодно вкладывать в недра длинные деньги. Но сделать это сейчас в России крайне непросто по двум причинам. Первая – общеотраслевой кризис, связанный с сокращением спроса на металлы. Вторая – последствия антироссийских экономических санкций из-за конфликта на Украине. В итоге горные компании практически лишились доступа к традиционным источникам финансирования. Из-за недоверия инвесторов компании не могут привлекать деньги на международных фондовых биржах. Привлечение банковских кредитов стало проблематично. Госсредства тоже стали ограничены.
В этой ситуации государство и бизнес должны разделить сферы своей денежной и социальной ответственности. Первый ключевой вопрос – кто и за что будет платить для того, чтобы горнорудный бизнес в России как минимум продолжал своё существование, а желательно еще и развивался. Второй ключевой вопрос – кто и за счёт чего будет зарабатывать. Государство заинтересовано в том, чтобы получать максимум налогов и обеспечивать социальную стабильность. Бизнес заинтересован в получении прибыли. Поэтому необходимо договариваться.
Договариваться придётся по следующим вопросам:
-
Разведка:
-
Какие виды работ готово оплачивать государство, а какие должен взять на себя бизнес?
-
При каких условиях бизнес будет готов взять на себя больше расходов?
-
Принципы регулирования:
-
Где должно действовать общее правило, а где – частный случай? Какие обстоятельства могут стать критерием «частного случая»? Как формально должно закрепляться «правило частного случая»?
-
Где заканчивается зона ответственности государства и начинается зона свободы компании? Что государство имеет право и должно регулировать, а что входит в компетенцию (профессиональную и финансовую) бизнеса?
-
Каковы процедуры для изменения существующих «правил игры»? Насколько просто и быстро они могут меняться (какие именно и с какой именно простотой)? Где начинается сфера инициативы бизнеса в области регулирования отрасли? Каковы механизмы, которые позволяют бизнесу донести свои инициативы до регулятора?
-
Господдержка:
-
При каких обстоятельствах и сколько государство готово заплатить за то, чтобы у бизнеса был более дешёвый старт для развития производства (подготовлена дорожная инфраструктура, разработаны механизмы налоговых льгот и предоставления длинных денег)?
-
При каких обстоятельствах и на каких условиях государство готово предоставлять свою поддержку? Что государство готово предложить всей отрасли, что – регионам, а что – компаниям, которые готовы предложить государству что-то (и что именно? какие критерии?) взамен? Что бизнес готов предложить государству в обмен на льготы и поддержку?
-
Какая доля «господдерживаемого пирога» достанется именно горнорудной отрасли?
-
Кто и как будет определять уровень достаточности господдержки?
-
Взаимодействие с внешними игроками:
-
Каковы механизмы помощи государства своему бизнесу во взаимодействии с внешними 1)инвесторами, 2)потребителями, 3)финансовыми институтами?
-
Какова стратегия государства в балансе импорта и импортозамещения? Как долго и в каком денежном объёме, прямо или косвенно государство готово поддерживать собственных производителей? Готовы ли производители конкурировать с внешними поставщиками даже после того, как государство решит снять свою поддержку импортозамещающим производителям?
-
Кто стратегические партнёры России в нынешних условиях?
-
Как российскому бизнесу выстраивать взаимоотношения с компаниями и госструктурами в условиях более жёсткого отношения к России? Насколько на самом деле существует более жёсткое и осторожное отношение к российским компаниям в связи с конфликтом на Украине? Где такого отношения нет?
Готовых решений в индустрии нет. Выход на докризисные позиции и дальнейшее развитие горной отрасли будет зависеть от активности бизнеса и правильной расстановки вопросов в диалоге с государством.
Затронутые в статье проблемные вопросы будут обсуждаться на 11-м горнопромышленном форуме МАЙНЕКС Россия, который состоится в Москве 6-8 октября 2015.
Для этой цели на сайте форума открывается «Российский горный блог».
На основании наиболее интересных статей и презентаций в рамках форума будут формироваться круглые столы и сессии. На форуме авторы смогут рассказать о проблемах, которые они подняли в своих статьях. Кроме того, они смогут расширить свою аудиторию, благодаря онлайн-видеотрансляции на канале МАЙНЕКС-ТВ в YouTube.
А. Н. Поляков,
управляющий директор, горнопромышленный форум МАЙНЕКС Россия.