Одно из главных достижений кафедры «Маркшейдерского дела и геодезии» Горно-металлургического института КазНТУ им. К.И. Сатпаева в новейшей истории независимого Казахстана – это организация подготовки специалистов по направлениям геодезия и картография. Прошло 23 года с начала процесса – достаточный период времени, чтобы подвести некоторые промежуточные итоги. Учитывая, что подготовку студентов по специальности «Геодезия и картография» в стране ведут около 10 кафедр различных вузов, представляется важным проведение подобного анализа на базе учебного процесса Каз-НТУ, считающегося ведущим техническим вузом Казахстана.
Прошедший период времени достаточно четко подразделяется на три этапа, тесно взаимосвязанных с политическими и экономическими преобразованиями, проводимыми в стране.
Первый этап 1992-2004 гг ничем не примечателен в смысле организации и содержания учебного процесса, поскольку они полностью опирались на основу высшего геодезического и картографического образования бывшего СССР. Негативные тенденции в состоянии высшей школы на постсоветском пространстве в этот период общеизвестны.
Experience of formation of cartographic-geodetic education in the republic of Kazakhstan
The analysis of formation stages of cartographic-geodetic education in the Republic of Kazakhstan during 1992-2013 on a basis of the Kazakh National Technical University after K.I.Satpaeyv is given. The analysis is based on the statistical data about functions and types of functions of state and business structures in which graduates of Surveying and geodesy departments work, considering features of this segment of the market in Kazakhstan and universal tendencies of the development of secondary education and geospatial technologies.
Это снижение престижа технических специальностей, отсутствие материальных стимулов работы в вузе, отток талантливых вузовских специалистов в государственные и бизнес структуры. Основные проблемы возникли в связи с отсутствием собственной казахстанской геодезической и картографической научных школ. На этом этапе неоценимую пользу по созданию зачатков таковой принесли представители горной научной школы Казахстана.
Второй этап 2005-2013 гг представляет наибольший интерес с точки зрения реформирования системы высшего образования Казахстана. Он характеризуется началом перехода на европейские стандарты высшего и послевузовского образования, совпавшим с практически полным переходом картографо-геодезического производства на современные цифровые технологии, ростом востребованности на рынке геопространственных продуктов и услуг по их обработке и использованию, широким спектром и большей доступностью в ценовом отношении программноаппаратных комплексов – составляющих основу геопространственных технологий.
В этот период на кафедре началась разработка и внедрение в учебный процесс рабочих учебных планов высшего образования бакалавриата по специальности «Геодезия и картография», послевузовского образования по специальностям сначала магистратуры и затем докторантуры уже раздельно по специальностям «Геодезия» и «Картография». Ранее, в рамках проведения в стране укрупнения направлений подготовки специалистов, бакалавриат по геодезии и картографии был объединен в одну специальность «Геодезия и картография». Не вдаваясь в анализ недостатков такого объединения, отметим преимущество, заключающееся в большей адаптации выпускников к условиям рынка Казахстана, учитывая, что топография, дополненная несколькими основными общепрофессиональными дисциплинами по картографии, дает достаточные компетенции по созданию и обновления топографических карт и планов. Рынок же тематического картографирования успешно обеспечивается специалистами – выпускниками географических специальностей и соответствующих профильных вузов или институтов. Это значит, что главный смысл реформы высшего образования – максимальное приближение содержания обучения к требованиям рынка труда и обеспечение востребованности на нем специалиста путем расширения его профессиональных компетенций – выполняется. В таблице 1 приведены основные данные о сферах занятости выпускников кафедры по специальности «Геодезия и картография».
Таблица 1
№ п/п |
Наименование организации |
Основные виды деятельности |
1 |
Комитет по управлению земельными ресурсами Министерства регионального развития Республики Казахстан |
Уполномоченный орган правительства в области геодезии и картографии |
2 |
Областные филиалы Республиканского государственного казенного предприятия «Казгеодезия» |
Решение государственных задач в области геодезии и картографии, цифровая аэрофотосъемка |
3 |
Республиканское государственное предприятие «Государственный институт сельскохозяйственных аэрофотогеодезических изысканий» |
Создание цифровых фотопланов для целей землеустройства по материалам цифровой аэрофотосъемки |
4 |
Республиканское государственное казенное предприятие «Национальный картографо-геодезический фонд» |
Содержание фонда геопространственных продуктов, подготовка и издание цифровых картографических произведений |
5 |
Предприятия Аэрокосмического Агентства Республики Казахстан «Казкосмос» |
ДЗЗ космического базирования (полный комплекс: космический и наземный сегменты, обработка данных), создание и содержание государственной сети референцных станций ГНСС |
6 |
АО «Казгеокосмос» |
Цифровая аэрофотосъемка, ГИС-технологии, цифровая фотограмметрия, лазерное сканирование |
7 |
ТОО «Бассар Электроникс» |
Поставки современных геодезических приборов |
8 |
Прочие |
1. Геодезическое обеспечение кадастровых работ;
2. Геодезическое обеспечение строительных работ;
3. Тахеометрическая съемка;
4. ГНСС-съемка;
5. Веб-картография.
|
Как видно из таблицы, наши выпускники работают в областях, требующих компетенций практически во всех современных геопространственных технологиях, помимо геодезии и картографии.
За последние 10-15 лет в геопространственных технологиях произошли кардинальные качественные преобразования. На передний план вышли инновационные технологии, обеспечивающие максимально эффективные сбор и обработку геопространственных данных, в первую очередь, глобального уровня пространственного охвата. К таковым технологиям профессиональное сообщество относит геоинформатику (ГИС); дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ) воздушного и космического базирования, включая лазерное сканирование; глобальные навигационные спутниковые системы (ГНСС). Традиционные отрасли экономики в сфере геопространственных технологий – геодезия и картография, потеряли монопольное положение на рынке поставщиков геоданных и решают в основном проблемы картографо-геодезического обеспечения государственных нужд в базовых пространственных данных. При этом влияние новых геопространственных технологий на картографо-геодезическое производство, подчас носит революционный характер. Особенно это касается использования ГНСС для решения прикладных задач геодезии по определению координат.
Роль и место новых геопространственных технологий в жизнедеятельности современного общества таковы, что геоинформатику и ДЗЗ уже прочно отождествляют как отрасли экономики, имеющие научную, технологическую и производственную составляющие. В меньшей степени это относится к ГНСС, что не мешает, тем не менее, продолжающемуся росту рынка потребителей услуг этих систем.
Очевидно, что составляющие новых геопространственных отраслей экономики носят ярко выраженный межотраслевой и междисциплинарный характер. Т. е. обеспечивается наиболее благоприятная среда для поиска новых направлений научных исследований.
В свете вышеприведенных факторов актуальности и значения геопространственных технологий, необходимо привести в соответствие с ними и подходы к организации и содержанию учебных планов высшего образованию в этой области. Место и роль геодезии и картографии как одной из информационных отраслей научно-технической деятельности дает главное преимущество специалистам этого профиля, только при максимально полном и возможно глубоком изучении всего комплекса новых геопространственных технологий, особенно геоинформационных, в дополнении к классическим научным дисциплинам, составляющих базовую основу специальности.
В таблице 2 приведены возможные направления формирования учебных дисциплин, в основе которых лежат разработки ведущих вузов России в области геодезии и картографии, что обусловлено известными экономическими и политическими обстоятельствами.
Таблица 2
Геопространственные технологии |
⇓ |
Геоинформатика |
Инструментальные средства ГИС |
Проектирование ГИС |
Теория баз данных |
Инфраструктура пространственных данных |
⇓ |
Геодезия |
Картография |
ГНСС |
ДЗЗ |
|
|
|
⇓ |
ДЗЗ |
Инженерно-техническая часть: Аэрофотосъемка; Космические методы съемки; Лазерное сканирование |
Естественно-научная часть: Космическое картографирование; Аэрокосмические методы географических исследований; Космическое природоведение; Аэрокосмический мониторинг окружающей среды |
⇓ |
Цифровая обработка изображений |
Цифровая фотография; Цифровая фотограмметрия |
Компьютерная графика; Теория машинного зрения |
Анализ преобладающих видов геодезических и картографических работ на рынке Казахстана, выполняемых нашими выпускниками бакалавриата по специальности «Геодезия и картография» приведен в таблице 3.
Таблица 3
№ п/п |
Вид работ |
Используемые средства |
Область применения |
1. |
Тахеометрическая съемка |
Электронные тахеометры |
Горархитектура |
2. |
ГНСС-съемка |
Геодезические приемники ГНСС |
Геодезическое обеспечение кадастра |
3. |
Обработка полевых материалов топографических съемок |
ПО «Кредо»; «Автокад» |
Горархитектура |
4. |
Создание крупномасштабных топопланов по материалам цифровой аэрофотосъемки |
Цифровые фотограмметрические системы, ГИС-продукты |
Государственные программы создания и обновления топопланов городов |
5. |
Обновление топографических карт по материалам аэрокосмических съемок |
Цифровые фотограмметрические системы, ГИС-продукты |
Государственные программы создания и обновления топографических карт |
6. |
Инженерно-геодезические изыскания и прикладная геодезия |
Цифровые геодезические приборы |
Геодезическое обеспечение строительных работ |
7. |
Создание электронных карт для размещения в сети Интернет |
ГИС-продукты |
Веб-картография |
Приведенные выше факторы, характеризующие второй этап, позволяют подтвердить ошибочность автоматического переноса содержания учебных программ советского периода в программу бакалавриата. Кредитная система предусматривает резкое уменьшение контактных часов обучения, что приводит в данном случае к сокращению содержания большинства профилирующих учебных дисциплин. Это стало понятно после возникновения необходимости составления учебных программ магистратуры и докторантуры. Кроме того, государство определилось с квалификацией бакалавров, установив ее на уровне некатегорированных специалистов, рядовых инженеров или техников 1 класса по старой советской терминологии. А опыт попыток трудоустройства выпускников бакалавриата в подавляющем большинстве иностранных компаний и в некоторых крупных казахстанских подтвердил необходимость получения квалификации уровня бакалавра.
Таким образом, содержание рабочих учебных планов бакалавров должно обеспечивать в первую очередь получение обучающимися практических навыков работы по всему спектру геопространственных технологий с учетом особенностей рынка страны. Теоретическая часть должна быть ограничена объемом, обеспечивающим понимание осуществляемых на практике технологических операций. Учебные планы магистратуры должны быть направлены на завершение теоретической подготовки по всем базовым дисциплинам и получение компетенций по анализу, проектированию, применению и исследованию геопространственных технологий. И наконец, учебные планы докторантуры должны обеспечивать знание актуальных научных и прикладных проблем отрасли, основные тренды развития отрасли, математическую основу наиболее перспективных направлений исследований в отрасли, компьютерные науки обеспечивающие возможность моделирования результатов исследований.
Третий этап. Начало его пока только задекларировано. Это создание так называемых университетов XXI века, призванных объединить в единое целое образование, науку и практику.
О третьем этапе можно говорить, если:
-
решить проблемы 1-2 этапов;
-
знание, помимо профилирующих дисциплин, математики, компьютерных наук и английского языка станет определяющим фактором при формировании преподавательского состава, магистратуры и докторантуры;
-
привлечь к работе в вузе ведущих специалистов с производственных предприятий;
-
обеспечить безусловное и полное материально-техническое обеспечение учебного и научно-исследовательского процессов.
Уровень решения приведенного перечня проблем и есть состояние картографо-геодезического образования в КазНТУ.