Уважаемые участники съезда!
Когда выступаешь на столь авторитетном форуме специалистов, с которыми прошел профессиональный жизненный путь, естественно возникает два вопроса: что происходит в нашей отрасли и что надо сделать?
Отвечая на эти вопросы, обратимся к фактам. Если за последние 20 лет не открыто ни одного важного для экономики страны крупного месторождения полезных ископаемых, возникает вопрос: в чем дело? Три четверти прироста запасов страны обеспечивается геологическими организациями, не входящими в Роснедра. Это хорошо или плохо?
Обстановка в большинстве горнорудных районов с обеспечением перспектив развития сложилась тяжелая. Насколько мы виноваты? Особенно сложное положение в нефтедобывающей отрасли: 70% промышленных запасов нефтяных компаний находится на грани рентабельности, запасы нефти высокопродуктивных месторождений, дающих 60% добычи, выработаны на 50%, растет доля трудноизвлекаемых запасов (до 60% от разрабатываемых). Коэффициент извлечения нефти упал до 0,29, в то время как в США разрабатывается программа по его увеличению до 0,5. Мы оставили в недрах в последние двадцать лет не менее 5 млрд. т не извлеченной нефти. Имеющиеся разработки (проф. Боксерман и др.) говорят, что проблема может быть решена и у нас.
В нашу жизнь входят понятия прироста запасов за счет геологических соображений - прогнозных ресурсов. К чему это ведет? Все указанные вопросы требуют глубокого научного осмысления, ясности по существу и проработок на перспективу.
Результаты проводимой политики приватизации предприятий привели к тому, что предприятия меняют профиль своей деятельности вплоть до полного ее прекращения; теряется недвижимое имущество, геологическое оборудование и снаряжение; происходит отток квалифицированных специалистов. Из 193 предприятий в Роснедра попало только 22. Почему Росимущество «руководит» геологическими организациями, назначая руководителей, определяя Советы директоров?
Вследствие указанных причин положение с обеспеченностью промышленности России минеральными ресурсами в ближайшей перспективе может еще более ухудшиться, что, несомненно, скажется на снижении экономической и оборонной безопасности России. Вышеуказанные тенденции уже сейчас привели к тому, что Россия в 1,5-2,0 раза отстала от развитых стран по уровню потребления минерального сырья.
Решение стратегической задачи по увеличению к 2020 г. ВВП страны по сравнению с 2005 г. как минимум в 2,5-3 раза потребует увеличения объемов использования минерально-сырьевых ресурсов в 1,5-2 раза. Но при сохранении существующих темпов и системы воспроизводства МСБ обеспеченность запасами снизится до критического уровня. Это приведет к серьезным ограничителям для экономического роста.
Необходимо подчеркнуть, что социально-экономическое развитие, геополитическое положение и роль России в мировом сообществе в настоящее время и в перспективе в значительной мере определяются ее минерально-сырьевым потенциалом и государственной стратегией его использования. Между тем, проблем в МСК накопилось множество: организационных, экономических, технологических, нормативно правовых и пр.
Очевидно, что государство на этапе перестройки в силу разных причин упустило важнейший элемент деятельности - стратегическое исследование недр, как перспективу обеспечения страны минерально-сырьевыми ресурсами - одной из важнейших составляющих экономики России.
Так что же надо сделать? Во-первых, пересмотреть «Основы государственной политики в исследовании недр», придать им характер документа, который действительно определяет государственную политику в исследовании недр, воспроизводстве запасов полезных ископаемых и использовании минерального сырья. Это должен быть глубоко продуманный профессионально-системный документ, отвечающий на болевые проблемы исследования и использования недр.
Надо отметить, что подготовленный ранее проект этого документа усилиями МПР был выхолощен, и правительством Касьянова утвержден в варианте, который с практической точки зрения ценности не представляет.
Сейчас появилась возможность разработать новый, обстоятельный документ. Этому способствует Постановление Совета Федерации от 15 октября 2008 г. «О состоянии геологического изучения недр в Российской Федерации», в подготовке которого не малая роль принадлежит В.П. Орлову.
Во-вторых, необходимо сконцентрировать внимание на:
-
восстановлении системы стратегического исследования недр с целью создания перспективного задела обеспечения страны важнейшими видами полезных ископаемых;
-
разработке научно-аналитической минерально-сырьевой политики на длительную перспективу (30, 50 лет);
-
анализе и оценке перспектив потребления, экспорта, импорта минерального сырья;
-
разработке предложений по созданию стратегических запасов минерального сырья и материалов для деятельности государства в особых условиях.
В-третьих, следует вести дело к созданию «Горного Кодекса» - всеобъемлющего закона об исследовании и использовании недр. Только в этом случае мы обеспечим системное изучение недр и их рациональное использование и что-то оставим потомкам.
Четвертое. Структурно-функциональная схема управления исследованием недр, воспроизводством минерально-сырьевой базы и недропользованием должна быть вертикально интегрированной и включать в себя отраслевые федеральные органы исполнительной власти, региональные (территориальные) органы управления, производственные организации различных форм собственности, а также научно-производственные предприятия и объединения.
Пятое. Мы должны потребовать от Правительства Российской Федерации образовать Министерство (комитет) по геологии и недропользованию, возложив на него указанные выше функции и разработку структурно-функциональной схемы управления исследованием недр, воспроизводством минерально-сырьевой базы и недропользованием, а так же научную координацию. Это позволило бы более оперативно решать стратегические задачи, стоящие перед отраслью в целом, существенно повысило бы управление геологическими организациями любой формы собственности, сделало бы всю систему управления более мобильной, существенно сократило бы разрешительные и согласительные процедуры.
Главное - выиграет страна, серьезно укрепив свой минерально-сырьевой потенциал - основу развития экономики на перспективу и уровень ее национальной безопасности.
Мы должны понимать, что агрессивные действия известных стран против нашего общества связаны в первую очередь с возможностями минерально-сырьевого потенциала.
В последние годы в нашу жизнь входит понятие глобализации, при этом речь идет о специфическом проекте - попытке утверждения «Нового мирового порядка». Первая практическая задача глобализации рынка - передача минеральных ресурсов под контроль «первого мира» и устранение национальных экономических границ.
Таким образом, идеологи глобализации достаточно «специфически» подходят к концепции государства и перестройке системы международного права.
Мы должны ощущать озабоченность правительства создавшейся обстановкой в МСК в настоящее время и в перспективных планах экономического развития России, почувствовать необходимость повышения его роли в экономике страны. Ведь активы МСК составляют почти 40% всех основных фондов промышленных предприятий и 13% их балансовой стоимости, а его продукция образует не менее трети российского ВВП и около 70% объема экспорта. Советский Союз смог стать державой мирового значения в значительной степени благодаря созданной мощной минерально-сырьевой базе. Она дала возможность выстоять в великих сражениях, а также в годы перестройки и, судя по прогнозам, будет сохранять свое стратегическое значение в будущем.
Вы прекрасно понимаете, что в столь короткое выступление нельзя вложить все, что хотелось бы. Но я рассчитываю на ваше активное обсуждение этих и других насущных проблем.