Главная Статьи Рациональное использование и охрана недр О системе приоритетов в области охраны недр

О системе приоритетов в области охраны недр

Грицков В.В.
Печать
Охрана недр

Службой охраны недр Госгортехнадзора России за годы реформирования экономики накоплен определенный опыт осуществления надзорной деятельности в новых условиях. Дальнейшее совершенствование надзора за охраной недр требует осмысления этого опыта и выявления на его основе наиболее перспективных направлений приложения усилий. К числу приоритетов в области охраны недр следует отнести формирование:

  • государственной стратегии;
  • благоприятного общественного климата;
  • концепции совершенствования деятельности государственного горного надзора и поднятие его статуса;
  • экономических механизмов рационального и комплексного использования минеральных ресурсов;
  • нормативных требований и поднятие их статуса через перевод в ранг законодательных;
  • механизмов саморегулирования горных отношений;
  • нового технического уровня геолого-маркшейдерского обеспечения горных работ и поднятие статуса геолого-маркшейдерских служб горных предприятий.

The System of Priorities in Earth Interior Protection

In the years of reforms, the service of interior protection of Gosgortechnadzor of Russia gained a considerable experience of surveillance in new conditions. To further improve the surveillance of interior protection requires comprehension of this experience and discovering from it most promising lines of work. The priorities in the earth interior protection are: forming state strategy; forming favorable climate of opinion; developing concept of improvement of state mine surveillance activities and raising its status; formation of economic mechanisms of rational and combined use of mineral resources; development of norms and raising their status by giving them a rank of legislative; formation of mechanisms of self-regulation of mining relations; formation of a new level of geological and mine surveying support of mining and raising status of geological and mine-surveying services of mining enterprises.

Для реализации стоящих задач важное значение имеет системный подход. Так в государственной стратегии должны быть отражены все остальные направления, представляющие нижний по отношению к ней иерархический ряд. Одновременно осмысление конкретных проблем позволит более точно формулировать общие подходы к их решению и вносить своевременные корректировки в мероприятия вышестоящего уровня. Такие фундаментальные основания охраны недр, как законодательно-нормативная база, техническое оснащение горных работ, экономические отношения горного производства пронизывают всю вертикаль системы приоритетов.

Системный подход не позволяет рассматривать положение дел только "сверху" или только "снизу". Необходимо развитие теоретических исследований в обоих направлениях. Результаты этих исследований позволят откорректировать идеологию охраны недр применительно к новым экономическим условиям.

Государственная стратегия - венчающее систему приоритетов звено. Пока что можно отметить отсутствие официально утвержденного документа ее определяющего. Ранее такими документами были соответствующие разделы перспективных государственных планов. В этих разделах устанавливались основные показатели, которые реализовывались через государственные научно-технические программы и мероприятия горных предприятий.

С исчезновением советской системы государственного планирования в области государственной политики рационального использования и охраны недр образовался определенный вакуум. Нельзя сказать, что ничего в этом отношении не делалось. Министерства и ведомства минерально-сырьевого блока, горные предприятия, принимали меры по обеспечению государственных интересов при пользовании недрами, реформированию горных отношений. В результате удалось сохранить или адаптировать многие ранее действовавшие механизмы охраны недр. Но был утрачен системный подход. Действия ведомств и предприятий зачастую носили разрозненный характер и были направлены преимущественно на преодоление остро стоящих сиюминутных проблем.

В условиях кризиса горнодобывающих отраслей, затронувшего всю вертикаль горного управления, иного состояния дел и не могло быть. Только в настоящее время рост объемов горного производства, стабилизация состояния дел на горных предприятиях создали благоприятные экономические предпосылки для формирования системных долгосрочных подходов.

В теоретическом осмыслении будущего охраны недр также накопились определенные заделы. Достаточно в качестве примера привести статью к.т.н. В.В. Путина "Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономики" ("Записки Горного института", СПб., 1999. Т. 144(1)). Она широко обсуждалась в подразделениях службы охраны недр Госгортехнадзора России и на семинаре, состоявшемся в Москве в октябре 2000 года. Подведение итогов показало, что изложенная в статье система взглядов оценивается инспекторским составом как высокоперспективная.

Основа экономического благосостояния России - использование минерального сырья. Поэтому проблемы охраны недр и в целом горного дела достойны общественного внимания и поддержки.

Для системы Госгортехнадзора всегда было характерным стремление использовать возможности средств массовой информации на благо охраны недр. Так, количество опубликованных статей - непременный критерий оценки эффективности работы инспекторского состава. В последние годы эта работа была усилена. В появившихся государственных докладах по вопросам природопользования и промышленной безопасности освещаются и проблемы охраны недр. Эти государственные доклады служат источником базовой информации по вопросам рационального использования минерального сырья для представителей прессы, науки, общественных и государственных организаций.

Несмотря на положительные тенденции в целом уровень информированности широких слоев населения о проблемах охраны недр пока низок. Для увеличения информационных потоков можно использовать возможности Интернета.

Специальная производственная тематика, в отличие от светских сплетен, политических и экономических скандалов и тому подобных новостей, мало интересует простого читателя. Поэтому чтобы поднять интерес к горному делу целесообразно опираться на весь комплекс имеющейся о нем информации - в первую очередь исторической. Так общественное внимание оживилось во время горно-геологических юбилеев.

В последнее время в методологию деятельности государственного горного надзора были внесены существенные коррективы. Накопленный опыт был закреплен в "Методических указаниях по ведению государственного горного надзора за охраной недр", введенных в действие с 1 января 2001 года. Но утвержденный документ, определяющий стратегию совершенствования надзора за охраной недр на перспективу, отсутствует.

Между тем в общественном развитии уже выявился ряд тенденций, требующий реализации долгосрочных мероприятий и поэтапной перестройки самой психологии инспекторского состава. К числу важнейших следует отнести дебюрократизацию предпринимательской деятельности и судебные процедуры урегулирования отношений между государством и предпринимателями. Имеющийся резерв времени нужно использовать как на корректировку процедурных вопросов в нормативных документах, так и на ликвидацию пробелов в правовых знаниях.

Совершенствование экономических механизмов рационального и комплексного использования и охраны недр традиционно велось в русле уточнения порядка взимания чисто горных налогов, прежде всего - платы за пользование недрами. На практике существенное влияние играют и другие виды налогов и отчислений - налог на имущество, амортизационные отчисления и иные. Введению экономических методов обеспечения рационального использования запасов углеводородного сырья препятствует давняя проблема - отсутствие методик нормирования потерь запасов нефти в недрах при ведении добычных работ и определения безвозвратных потерь, вызванных нарушениями проектных решений. С появлением цифровых моделей месторождений появилась реальная перспектива ликвидировать этот досадный пробел.

Ревизия большей части нормативных требований по охране недр проведена. Остались только труднорешаемые вопросы технико-экономического обоснования потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке в рыночных условиях, да пересмотр Единых правил разработки месторождений твердых полезных ископаемых. Дальнейшее совершенствование нормативной базы будет прежде всего направлено на упрощение и упорядочение процедур разрешительной и надзорной деятельности. Достаточно сказать, что несмотря на многолетнюю практику предотвращения самовольного пользования недрами и самовольной застройки месторождений полезных ископаемых, процедурно эти вопросы не прописаны. Апробированные нормы пора поэтапно включать в законодательство о недрах. В перспективе все основные требования, содержащиеся в нормативных документах по охране недр, должны войти составной частью в Горный Кодекс. Подзаконные же акты будут определять только процедуры взаимоотношений недропользователей и государства и специфику конкретных отраслей и предприятий.

Под дебюрократизацией следует понимать не развитие анархических тенденций, а передачу части государственных полномочий самим хозяйствующим субъектам. Снимая груз ответственности с органов государственной власти нужно иметь иные плечи, способные его принять. В Императорской России существовали Союзы горнопромышленников, на съездах которых вырабатывались решения по защите корпоративных горных интересов. Развитие системы объединений горных предприятий и специалистов горного профиля - важное условие для свертывания государственного присутствия. Когда горные предприятия смогут самостоятельно решать все проблемы взаимоотношений между собой и обществом, разрабатывать и проводить в жизнь нужные для развития горного дела законы, сокращать потери и предотвращать аварии, тогда государство сможет переключить свое внимание на другие отрасли экономики. Для горного же надзора развитие механизмов саморегулирования горных отношений - важное условие обеспечения возложенных на него функций при сохраняющейся тенденции сокращения численности инспекторского состава. Достаточно сказать, что служба охраны недр по всей России насчитывает около 200 человек или в среднем менее 3 человек на один субъект Российской Федерации.

Внедрение в горное дело новых прогрессивных технологий, наличие на предприятиях высококвалифицированного кадрового потенциала, наделенного необходимыми для принятия управленческих решений полномочиями, необходимо для поднятия уровня охраны недр. В конечном счете все завязано на производство и приходит с производства. Что касается горного надзора, то с горных предприятий идут основные информационные потоки, обеспечивающие надзорную деятельность, предложения по совершенствованию нормативной базы, кадры. Чем сильнее геолого-маркшейдерские службы на предприятиях, чем лучше они в техническом плане вооружены, тем легче инспектору выполнять свои функции. Поэтому укрепление этих производственных служб - предмет первоочередной заботы горного надзора.

 

Грицков В.В.,
начальник Управления по надзору за охраной недр и геолого-маркшейдерскому контролю, Госгортехнадзор России

 


 
Дорогие читатели! Вы можете прокомментировать данный материал. Интересные идеи, непредвзятые точки зрения и конструктивные замечания - приветствуются.
Информация
Ближайшие выставки и форумы

Выставки и форумы одной строкой

Реальный MINING 2024. Онлайн-конференция о рынке карьерной техники и оборудования Приглашае... далее
С 23 по 25 октября 2024 года в Екатеринбурге прошла Международная выставка оборудования и технологий горнодобыва... далее
Опубликована программа Форума Майнекс Россия 2024, в составе программы: Закрытый круглый стол для нед... далее

Котировки ЦБ

Курсы валют ЦБ РФ с 21.11.2024
 
Белорусский рубль
29.47 ▼(-0.01)
Доллар США
100.22 ▲(+0.18)
Евро
105.81 ▲(+0.08)
100 Казахстанских тенге
20.15 ▲(+0.06)
Канадский доллар
71.68 ▲(+0.44)
Китайский юань
13.82 ▲(+0.05)
10 Украинских гривен
24.25 ▲(+0.07)
Обновление: 2024-11-21 16:16:40
LME - Лондонская биржа цветных металлов цены ($/тн):
 
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter